среда, 1 апреля 2009 г.

Модуль 1. Рефлексия изучения модуля

В этом блоге мы будем проводить рефлексию - осмысление всего, сделанного в модуле.
Рефлексия очень важна в обучении, но ей часто пренебрегают. Ежедневная преподавательская деятельность оставляет очень мало времени на глубокое серьезное обдумывание учебного процесса. Конечно, учителя проводят ежедневную рефлексию, обдумывая какие задания «сработали», а какие нет. Они различными способами оценивают работу своих учеников, но размышлениями, приводящим к значительным переменам в учебном процессе, к изменениям на уровне идеологии - часто пренебрегают за счет более практических интересов и забот.

Воспользуйтесь этой возможностью посвятить немного времени анализу учебного процесса. К тому же научить учащихся анализировать свою деятельность можно, только если сами мы это умеем :)

Итак, каждый модуль будет завершаться Вашей личной рефлексией в общем блоге курса.
Вопросы по итогам модуля 1:

При каких условиях проекты помогут учащимся соответствовать образовательным стандартам и одновременно развивать умения и качества человека 21 века?

Проектное обучение может повысить качество образовния - какие условия для этого должны быть выполнены?

Поделитесь с коллегами Вашими мыслями, идеями, сомнениями и вопросами, возникшими в ходе изучения модуля.

12 комментариев:

  1. Для выполнения двух этих условий одновременно педагогу необходимо при разработке проекта ориентироваться не только на формирование у учащихся определенного набора ЗУНов, но также продумать какие ключевые компетенции учащихся могут получить свое развитие в рамках проекта.
    Использование проектного метода позволит педагогу повысить качество обучения, если он реализует межпредметные проекты, ориентированные на формирование у учащихся ключевых компетенций, содержащие элементы учебных исследований.

    ОтветитьУдалить
  2. Проекты помогут учащимся, если:
    эти проекты им интересны,
    соответствуют их возможностям,
    имеются необходимые инструкции и ссылки на источники, которыми можно воспользоваться при планировании самостоятельной работы,
    тема актуальна и имеет для них практическую значимость,
    время, затраченное на проект не идет в ущерб для других предметов,
    создается команда единомышленников,
    имеется достаточное количество техники и необходимое ПО

    ОтветитьУдалить
  3. Новые образовательные стандарты предполагают наличие "ориентации на личность" и введение компетентностной составляющей, как раз и направленной на развитие "умений и качеств человека 21 века", но не дают способов решения этих задач, не предлагают инструментов.
    Проектная деятельность может стать одним из таких методов при условии, что проекты будут иметь практическую направленость, не будут противоречить стандартам, их цели, применяемые методы и решаемые задачи будут согласованы между собой, а методика проведения таких занятий (уроков, пар и т.п) будет четко продумана.

    ОтветитьУдалить
  4. По моему мнению метод проектов позволяет перейти от традиционного способа обучения (трансляция знаний от учителя к обучающемся) к увеличению деятельности самого ученика (самостоятельному поиску информации, её обработке и т.д.). Эта деятельность поможет будующим выпускникам самомтоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
    К сожалению не каждый учитель способен сопровождать проектную деятельность учеников. Наверное, это связано с недостаточной компетентностью учителя в этом вопросе.
    P.S. У меня мысли, идеи, сомнения, вопросы по изучению первого модуля не возникли

    ОтветитьУдалить
  5. При каких условиях проекты помогут учащимся соответствовать образовательным стандартам и одновременно развивать умения и качества человека 21 века?
    - при условии знакомства учащихся непосредственно, с основными образовательными стандартами по дисциплинам;
    - при наличии актуальных, информационно-насыщенных, грамотных проблемных вопросов, имеющих цель, обоснованное содержание и направленные на получение конкретного действенного результата;
    - при условии формирования исследовательских навыков у учеников в работе;
    - при условии личностно-ориентированного, действенного подходов; как говориться: от умения говорить, к умению делать!;

    Проектное обучение может повысить качество образовния - какие условия для этого должны быть выполнены?

    - наличие компьютерного обеспечения;
    - достаточная информационная компетентность обучающих и обучающихся;
    - экономическая, политическая и образовательная устойчивость и т.д.;


    Поделитесь с коллегами Вашими мыслями, идеями, сомнениями и вопросами, возникшими в ходе изучения модуля:
    -Вопросы возникают по терминологии (фасилитатор, портфолио)на мой взгляд не стоит употреблять такую теминологию в школе!, и что значит ученик с проблемами усвоения учебного материала? Такие встречаются всегда и везде! Я не думаю, что при использовании метода проектов в образовании, мы решим данную проблему.

    ОтветитьУдалить
  6. Деятельностный характер обучения, который заявлен как основной в стандартай второго поколения, как раз реализуется через метод проектов. Ученикам интересно заниматься проектами, главное заинтересовать учителей и обучить их этому методу. Бурданова Людмила

    ОтветитьУдалить
  7. Нечто приходит,создается всегда на том, что есть некая неудовлетворенность, потребность. Метод проектов привлекает внимание учащихся тем, что позволяет удовлетворять ДЕЯТЕЛЬНОСТНУЮ потребность.

    Очень важно, как знание "попадает внутрь ученика". Метод проектов побуждает к АКТИВНОМУ, развивающему учебному процессу, позволяет проявить инициативу, творчество.

    ОтветитьУдалить
  8. Я считаю, что метод проектов является новой и интересной формой обучения, которая позволяет вовлечь учащихся в активную позицию, пробудить их из "спячки" на уроке.
    На мой взгляд, его основная задача - привить ученику активную позицию, умение работать в команде при разработке коллективных проектов.
    метод проектов также призван повысить информационную культуру учащихся, научить их отсортировывать важную, полезную информацию, выделять в ней основные моменты.

    ОтветитьУдалить
  9. Метод проектов является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. Это поможет учащимся соответствовать образовательным стандартам и одновременно развивать умения и качества человека 21 века.

    ОтветитьУдалить
  10. Если проект вовлекает каждого обучающегося, тоесть реализует личностный подход, если рассматривает актуальные проблемы, для решения которых придется самостоятельно искать и анализировать добытую информацию.
    Проект своей целю должен ставить не просто дать знания, а научить обучаться самостоятельно.

    ОтветитьУдалить
  11. Преимущества метода проектов

    Увеличивается интерес к обучению

    Достигается более глубокое и осознанное освоение учебного материала

    Появляется возможность развивать сложные навыки, такие как умение видеть, определять и решать проблемы, навыки сотрудничества и взаимодействия

    Развиваются навыки работы с информационными технологиями

    Улучшается отношение к обучению

    ОтветитьУдалить
  12. Метод проектов становится популярным в нашей стране. Он может быть индивидуальным или групповым, но он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагает презентацию полученных результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
    Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные

    ОтветитьУдалить